Что означает аббревиатура - ТРИЗ ?

Данный курс предлагает школьникам старших классов и учащимся колледжей и техникумов познакомится с изобретательским творчеством, испытать "сладость" собственных открытий, а также прикоснуться к советскому опыту развития творчества и системы образования.

Несколько десятилетий в СССР в детских садах, школах, техникумах, институтах, научных и производственных коллективах знакомились с основами ТРИЗ - "Теорией решения изобретательских задач". Многие из них стали последователями Г.С. Альтшуллера, автора ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ.

Ниже приводим публикацию Г. Альтова (литературный псевдоним Г.С. Альтшуллера)  в молодежной всесоюзной газете "Пионерская правда".

 

 

 

ИЗОБРЕТАТЬ – ЭТО ТАК ПРОСТО! ЭТО ТАК СЛОЖНО!

Обгоняя звук, в небо уходят самолёты. Летят к далёким планетам космические корабли. Это НТР - научно-техническая революция. У станков появляются первые промышленные роботы. На смену древнему резцу приходит луч лазера. Это тоже НТР. Заводы объединяются в сложные системы, управляемые компьютерами. И эта тоже НТР.

Тысяча изобретений в день - таковы темпы современной НТР. Это тысяча шагов в будущее. И каждый такой шаг - победа, завоёванная изобретателями в нелёгком бою. Чтобы изобретать в век НТР, нужны знания и, главное, необходимо умение изобретать, умение творчески подходить к техническим заданиям. Это умение не появится само по себе, его надо развивать. […]

 

НАШ СЛОВАРИК

ИЗОБРЕТЕНИЕ

Чтобы то или иное новшество было признано изобретением, оно должно обладать четырьмя качествами: быть техническим решением задачи, быть новым, иметь существенные отличия от уже известного, давать полезный эффект.

Например, новый метод дрессировки животных не изобретение: тут ведь нет технического решения задачи. Если вы предложите "коллективный" велосипед с четырьмя, пятью сёдлами, это тоже не будет изобретением. Такие велосипеды были созданы ещё в прошлом веке, и потому они не новы.

Соединим малярную кисть с лопатой. Вроде бы получилось что-то новое. Но кисть и лопата используются по-прежнему, никаких иных качеств сочетание этих инструментов не приобрело. А если нет новых качеств, новых (и притом существенных, значительных) отличий - нет и изобретения.

Допустим теперь, что кто-то предложил новый "жучок" для электрических счётчиков. Это "новшество" не будет признано изобретением - оно не даёт полезного эффекта.

Как видите, прежде чем предложение будет признано изобретением, оно должно пройти четыре суровых экзамена. Проверяет предложения Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы. В 1975 году в Советском Союзе было зарегистрировано свыше 42 тысяч изобретений.

ОТКРЫТИЕ

Часто изобретение путают с открытием. Изобрести можно только то, чего раньше не было. Например, первый самолёт - это изобретение. Открыть - значит обнаружить то, что уже существовало в природе, но до этого не было известно. Всемирное тяготение, например, нельзя изобрести, его можно было только открыть, оно существовало всегда. Законы Ньютона, закон Ома, разложение воды на водород и кислород, клеточное строение растений- всё это открытия.

С 1959 года в нашей стране регистрируют новые открытия. За это время было сделано более 150 открытий (до 1976 г.).

 

А теперь попробуйте сами определить, что из перечисленного было открытием, а что изобретением :

1. Токарный станок.
2. Выплавка из чугуна стали.
3. Инерция тел.
4. Зависимость колебаний маятника от его длины.
5. Маятник часов.
6. Парус.

ОБОЙТИ АРХИМЕДА

Когда Саша Ждан-Пушкин пришёл в Бакинский общественный институт изобретательского творчества, приёмная комиссия, признаться, растерялась. Сможет ли семиклассник заниматься вместе с кандидатами наук, инженерами, студентами-старшекурсниками?

Два года занимался Саша, осваивал приёмы изобретательского творчества, решал задачи, учился ориентироваться в патентной информации. Летом прошлого года (1975) он отправил в Институт государственной патентной экспертизы свои материалы. В декабре пришёл ответ: предложение признано изобретением.

Представьте себе поплавок в резервуаре с водой. Поплавок поддерживает одну из частей станка. По закону Архимеда поддерживающая сила равна весу воды, вытесненной поплавком. А если надо увеличить поддерживающую силу в 10-12 раз? Сделать поплавок побольше нельзя, нет места. Заменить воду более тяжёлой жидкостью? Это дорого, а поддерживающая сила увеличится всего в три-четыре раза. Нужно как-то обойти закон Архимеда... А вот к а к?.. Задача не из лёгких.

Г. Альтов, "Пионерская правда", 6.04.1976 - С.4  /

 

 

Данная публикация является своеобразным индикатором интереса молодежи к изобретательскому творчеству. Если молодые орчане увидят в ТРИЗ удобный инструмент для приложения своих способностей, то публикации последуют.

Желаем успехов!

 

 

Hosted by uCoz