|
Что означает аббревиатура -
ТРИЗ ?
Данный курс предлагает
школьникам старших классов и учащимся колледжей и техникумов
познакомится с изобретательским творчеством, испытать "сладость"
собственных открытий, а также прикоснуться к советскому опыту развития
творчества и системы образования.
Несколько десятилетий в СССР
в детских садах, школах, техникумах, институтах, научных и
производственных коллективах знакомились с основами ТРИЗ - "Теорией
решения изобретательских задач". Многие из них стали последователями
Г.С. Альтшуллера, автора ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ.
Ниже приводим публикацию Г.
Альтова (литературный псевдоним Г.С. Альтшуллера) в молодежной
всесоюзной газете "Пионерская правда".
|
|
ИЗОБРЕТАТЬ – ЭТО ТАК ПРОСТО! ЭТО ТАК
СЛОЖНО!
Обгоняя звук, в небо уходят самолёты. Летят к далёким планетам
космические корабли. Это НТР - научно-техническая революция. У
станков появляются первые промышленные роботы. На смену древнему
резцу приходит луч лазера. Это тоже НТР. Заводы объединяются в
сложные системы, управляемые компьютерами. И эта тоже НТР.
Тысяча
изобретений в день - таковы темпы современной НТР. Это тысяча
шагов в будущее. И каждый такой шаг - победа, завоёванная
изобретателями в нелёгком бою. Чтобы изобретать в век НТР, нужны
знания и, главное, необходимо умение изобретать, умение творчески
подходить к техническим заданиям. Это умение не появится само по
себе, его надо развивать. […]
|
|
НАШ СЛОВАРИК
ИЗОБРЕТЕНИЕ
Чтобы то или иное новшество было признано изобретением, оно должно
обладать четырьмя качествами: быть
техническим решением
задачи, быть новым, иметь существенные отличия от уже известного,
давать полезный эффект.
Например, новый метод дрессировки животных не изобретение: тут ведь
нет технического решения задачи. Если вы предложите "коллективный"
велосипед с четырьмя, пятью сёдлами, это тоже не будет изобретением.
Такие велосипеды были созданы ещё в прошлом веке, и потому они не
новы.
Соединим
малярную кисть с лопатой. Вроде бы получилось что-то новое. Но кисть
и лопата используются по-прежнему, никаких иных качеств сочетание
этих инструментов не приобрело. А если нет новых качеств, новых (и
притом существенных, значительных) отличий - нет и изобретения.
Допустим
теперь, что кто-то предложил новый "жучок" для электрических
счётчиков. Это "новшество" не будет признано изобретением - оно не
даёт полезного эффекта.
Как
видите, прежде чем предложение будет признано изобретением, оно
должно пройти четыре суровых экзамена. Проверяет предложения
Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной
патентной экспертизы. В 1975 году в Советском Союзе было
зарегистрировано свыше 42 тысяч изобретений.
ОТКРЫТИЕ
Часто
изобретение путают с открытием. Изобрести можно только то, чего
раньше не было. Например, первый самолёт - это изобретение. Открыть
- значит обнаружить то, что уже существовало в природе, но до этого
не было известно. Всемирное тяготение, например, нельзя изобрести,
его можно было только открыть, оно существовало всегда. Законы
Ньютона, закон Ома, разложение воды на водород и кислород, клеточное
строение растений- всё это открытия.
С 1959
года в нашей стране регистрируют новые открытия. За это время было
сделано более 150 открытий (до 1976 г.).
|
|
А теперь
попробуйте сами определить, что из перечисленного было открытием, а
что изобретением :
1. Токарный
станок.
2. Выплавка из чугуна стали.
3. Инерция тел.
4. Зависимость колебаний маятника от его длины.
5. Маятник часов.
6. Парус.
ОБОЙТИ АРХИМЕДА
Когда
Саша Ждан-Пушкин пришёл в Бакинский общественный институт
изобретательского творчества, приёмная комиссия, признаться,
растерялась. Сможет ли семиклассник заниматься вместе с кандидатами
наук, инженерами, студентами-старшекурсниками?
Два года
занимался Саша, осваивал приёмы изобретательского творчества, решал
задачи, учился ориентироваться в патентной информации. Летом
прошлого года (1975) он отправил в Институт государственной
патентной экспертизы свои материалы. В декабре пришёл ответ:
предложение признано изобретением.
Представьте себе поплавок в резервуаре с водой. Поплавок
поддерживает одну из частей станка. По закону Архимеда
поддерживающая сила равна весу воды, вытесненной поплавком. А если
надо увеличить поддерживающую силу в 10-12 раз? Сделать поплавок
побольше нельзя, нет места. Заменить воду более тяжёлой жидкостью?
Это дорого, а поддерживающая сила увеличится всего в три-четыре
раза. Нужно как-то обойти закон Архимеда... А вот к а к?.. Задача не
из лёгких.
Г. Альтов, "Пионерская
правда", 6.04.1976 - С.4 /
|
|
Данная публикация является
своеобразным индикатором интереса молодежи к изобретательскому
творчеству. Если молодые орчане увидят в ТРИЗ удобный инструмент для
приложения своих способностей, то публикации последуют.
Желаем успехов!
|